Сидорова Светлана
Проживаю в г.
Нижнем Новгороде Место работы:
МБОУ СОШ № 97 Ленинского района г. Нижнего Новгорода Должность:
учитель биологии Стаж работы: 21
год Образование:
высшее, закончила Горьковский Государственный Педагогический институт
(ГГПИ), естественно-географический факультет по специальности - учитель
химии и биологии
|
Профессиональный
опыт:
1990-2003гг.: учитель биологии в школе №
136 с углублённым изучением отдельных предметов
Автозаводского района;
2000-2008гг. - проведение семинаров для
учителей Ленинского р-на;
2003-2011гг. - участие в городских
донорских акциях «Река
жизни» и сотрудничество с межрегиональным центром «Гематология:
милосердие и поддержка»
Квалификация:
с 2001г. - высшая
квалификационная категория
Участие в конкурсах профессионального
мастерства:
2001г.- 3 место
в конкурсе «Классный руководитель года» Автозаводского района;
2006, 2007гг.- участник
российско-американского конкурса «Учителя-учителям»;
2007г. - 1 место в конкурсе «Учитель года»
Ленинского р-на;
2007г. - 4 место в городском конкурсе
«Учитель года 2007»;
2007г. - участник областного конкурса
«Учитель года 2007»; 2007г. - номинант
губернаторской премии национального проекта «Образование». 2008г.- победитель
конкурса национального проекта образования «Лучший учитель России»,
обладатель гранда. |
Интересы и увлечения Музыка, эстрадный вокал,
восточные танцы, цветы, вязание, визаж. |
Сущностные
характеристики опыта |
||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта |
Создание условий для
становления комплекса компетентностей учащихся через освоение ими
приёмов систематизации
и обобщения знаний
по биологии. |
|||||||||
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия
образовательной деятельности и др.) |
В настоящее время в России идёт становление
новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое
образовательное пространство. Социальный заказ школе предусматривает
повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учётом
новейших достижений биологической науки в области генной и клеточной
инженерии, биотехнологии, расшифровки генома человека,
клонирования организмов
В школьном курсе биологии должны найти
отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте
государственного стандарта общего образования:
ü
разгрузка
содержания биологического образования за счёт сокращения описательного,
второстепенного или сложного для усвоения материала;
ü
усиление
практической направленности содержания,
понимание необходимости
здорового образа жизни;
ü
формирование
информационной культуры (компетентности), умений работать с различными
источниками информации,
В Федеральном базисном учебном плане на
биологию количество часов сократилось в 6-м
и 11-м классах на 1 час.
Высшие учебные заведения ведут приёмы
вступительных экзаменов по программам своей специализации.
Учебники не всегда отличаются хорошим качеством, в них нередко допущены
ошибки, не все темы раскрыты должным образом, перегружены учебной
информацией, специальной терминологией. Решение проблем заключается в
структурировании материала. |
|||||||||
Идея изменений (в
чем сущность ИПО: в использовании образовательных,
коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении
содержания образования, организации учебного или воспитательного
процесса и др.) |
Ученик сам проектирует, сам структурирует, сам творит. Научившись на уроках
биологии методам обработки
огромного потока информации, школьник, не задумываясь, применяет эти
общеучебные умения на других предметах, следовательно, подготовлен к
продолжению образования. |
|||||||||
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,
ограничения, трудоемкость, риски) |
Новизна опыта
представленные
педагог. технологии позволяют усовершенствовать методику преподавания
биологии в школе, т.к. способствуют
логичному, эмоциональному, структурированию учебного материала,
что позволяет преодолеть противоречие, заложенное в содержании
программы, активизирует познавательную деятельность учащихся и
способствует формированию комплекса компетентностей выпускника.
Трудоемкость ИПО собрана
видеотека открытых уроков по некоторым темам,
создана
система творческих заданий, блок-схем, опросов, несколько сотен
мультимедийных презентаций, тестов,
изданы учебно-методические пособия 6кл, 7
кл, 10-11 кл, по гематологии и донорству и др. материалы, накоплена
подборка песен и стихов по темам, разработаны мастер-классы, проекты
уроков…
Для курсантов НИРО и коллег Автозаводского и Ленинского районов
проводились многочисленные открытые уроки, участие в районных и
межрегиональных семинарах, ведение ОЭР по апробации новых программ и
пропаганде ЗОЖ, участие в Российско-американской программе обмена опытом
«Учителя – учителям»…
|
|||||||||
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные
качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Современные проблемы
изучения биологии предложено решать через структурирование материала,
при этом используются схемы, блок-схемы, рисунки, таблицы, логические
цепочки, кластеры, опорные конспекты. В
перспективе предстоит создание
учебно-методических пособий, переиздание
выпущенных пособий, разработка новых «рабочих» и «нестандартных»
уроков, программ элективных курсов, продолжение использования
разнообразных приёмов и форм учебной деятельности, расширение
внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни учащихся. |
|||||||||
Результат изменений |
Сформированность у выпускников интеллектуальных и коммуникативных
компетентностей, о чём свидетельствуют высокие результаты
государственной (итоговой) аттестации, ЕГЭ, качество усвоения учебного
материала по биологии в среднем по 6-11 параллелям составляет более 50%
на протяжении последних 5-ти лет. По результатам анкетирования биологию
считают наиболее интересным предметом – 89% учащихся, более 40 человек
старших классов участвуют в движении «Доноры будущего».
|
|||||||||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
Учебное
пособие для учителей и учащихся «Общая биология, изд. Арабеск,
2000;
Учебно-методическое пособие по биологии для
учителя с дидактическими материалами по программе НИ Сонина ,6 кл,
2002г.
Экспериментальная работа, журнал
«Педагогическое обозрение» (НИРО), 2004;
Видео - и печатные материалы по программе
НИСонина по биологии с 6 по
11 классы, 2006; Пособие для учащихся и
учителя «Кровь- река жизни», 2005; Методические
рекомендации для учителя по проведению уроков донорства, 2006; Буклет-расскраска
«Капелька крови», 2007;
Городской конкурс «Учитель года» первые победы, успехи, выпуск 1, 2007г
Стихи – рифмовки к урокам по биологии, НИРО, 2007г
Научные работы учащихся по темам донорства, сборник, 2007г.
Научные работы учащихся в школьном сборнике «Тезисы научных работ»,
2010г. |
|||||||||
Описание инновационного опыта
учителя
Цель
опыта: оптимизация
учебного процесса через
-разгрузку содержания
биологического образования
-усиление
практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности
содержания за счёт понимания ведения ЗОЖ;
-формирование информационной
культуры (компетентности) учащихся.
Модернизация образования предполагает приоритет компетентного подхода,
когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение
разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.
При постановке целей своих уроков я учитываю:
1.
Актуализацию творческой деятельности.
2.
Психологические особенности
и эмоциональную сферу школьников.
3.
Развитие абстрактного мышления (опорные сигналы - приёмы систематизации
знаний).
4.
Развитие общеучебных знаний и умений.
5.
Высокий уровень усвоение содержания.
6.
Воспитание необходимости ведения здорового образа жизни.
Такому подходу способствуют те методические
приёмы, которые я использую на своих уроках и во внеурочной
деятельности.
Методические приёмы системно - структурированного обучения
Увидев, что учащиеся старших классов при
изучении курса «Общей биологии» испытывают трудности
в усвоении
содержании,
попыталась оказать им помощь, написав пособие по биологии.
Учебно-методическое пособие изложено на 146
страницах, содержит все разделы, соответствующие программе, по которой
изучается биология в школе.
При изложении материала в пособии
использован системный подход, что позволяет
интенсифицировать его
усвоение.
Учебное пособие « Кровь-река жизни»
изложено на 27 страницах и включает в себя вопросы состава и
функций крови, донорства и
ведения здорового образа жизни.
Целесообразно включать данное пособие в
различные приёмы учебной деятельности как
на уроках при изучении разделов «Кровеносная система» в 8классе,
«Транспорт веществ» в 6 классе, элективных курсах, так и во внеурочной
деятельности при реферировании дополнительной литературы,
на факультативах и
кружках.
На уроках систематизации и обобщения нового
или изученного материала
перед учащимися ставятся задачи: выявить главную идею темы,
спроектировать опорный
конспект.
Также, при изучении нового или обобщении
усвоенного материала я использую свои блок-схемы по темам: «Белки»,
«Бактерии», «Грибы», «Клетки крови», «Иммунитет», « Группы крови»,
«Нейро-гуморальная регуляция», «Метаболизм в организме», «Семя»,
«Побег», «Цветок и соцветия», «Корневая система», «Лист» и т.д.
Для более чувственного, эмоционального
восприятия материала
учащимися часто использую аудиовизуальные приёмы. Это может быть вначале
целеполагание или выводы в конце урока в стихотворной или
музыкальной формах.
Среди нестандартных уроков: урок – фильм
(Кровь), урок - сказка, урок – защиты творческих работ, портфолио,
частично-поисковые уроки, уроки донорства с использованием
мультимедийной презентации, уроки деловой и ролевой игр. |
||||||||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Предложенный опыт имеет большую практическую
значимость для учителей биологии учреждений всех видов. Может быть
использован на российском уровне. |
|||||||||