Сидорова Светлана

 

 

 

 Проживаю в г. Нижнем Новгороде

Место работы: МБОУ СОШ № 97 Ленинского района г. Нижнего Новгорода

Должность: учитель биологии

Стаж работы: 21 год

Образование: высшее, закончила Горьковский Государственный Педагогический институт (ГГПИ), естественно-географический факультет по специальности - учитель химии и биологии

 

 

 

Профессиональный опыт:

 

1990-2003гг.: учитель биологии в школе № 136 с углублённым изучением отдельных предметов Автозаводского района;

2000-2008гг. - проведение семинаров для учителей Ленинского р-на;

2003-2011гг. - участие в городских донорских  акциях «Река жизни» и сотрудничество с межрегиональным центром «Гематология: милосердие и поддержка»

 

Квалификация: с 2001г. - высшая квалификационная категория

 

Участие в конкурсах профессионального мастерства:

 

2001г.- 3 место в конкурсе «Классный руководитель года» Автозаводского района;

2006, 2007гг.- участник российско-американского конкурса «Учителя-учителям»;

2007г. - 1 место в конкурсе «Учитель года» Ленинского р-на;

2007г. - 4 место в городском конкурсе «Учитель года 2007»;

2007г. - участник областного конкурса «Учитель года 2007»;

2007г. - номинант губернаторской премии национального проекта «Образование».

2008г.- победитель конкурса национального проекта образования «Лучший учитель России», обладатель гранда.

Интересы и увлечения

Музыка, эстрадный вокал, восточные танцы, цветы, вязание, визаж.

  Сущностные характеристики опыта

 

Тема инновационного педагогического опыта

Создание условий для становления комплекса компетентностей учащихся через освоение ими  приёмов систематизации  и обобщения знаний  по биологии.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Социальный заказ школе предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учётом новейших достижений биологической науки в области генной и клеточной инженерии, биотехнологии, расшифровки генома человека,  клонирования организмов

В школьном курсе биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования:

ü  разгрузка содержания биологического образования за счёт сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала;

ü  усиление практической направленности содержания,  понимание необходимости  здорового образа жизни;

ü  формирование информационной культуры (компетентности), умений работать с различными источниками информации,

В Федеральном базисном учебном плане на биологию количество часов сократилось в 6-м  и 11-м классах на 1 час.

Высшие учебные заведения ведут приёмы вступительных экзаменов по программам своей специализации. Учебники не всегда отличаются хорошим качеством, в них нередко допущены ошибки, не все темы раскрыты должным образом, перегружены учебной информацией, специальной терминологией. Решение проблем заключается в структурировании материала.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Ученик сам проектирует, сам структурирует, сам творит.

Научившись на уроках биологии  методам обработки огромного потока информации, школьник, не задумываясь, применяет эти общеучебные умения на других предметах, следовательно, подготовлен к продолжению образования.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Новизна опыта представленные педагог. технологии позволяют усовершенствовать методику преподавания биологии в школе, т.к. способствуют  логичному, эмоциональному, структурированию учебного материала, что позволяет преодолеть противоречие, заложенное в содержании программы, активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует формированию комплекса компетентностей выпускника.

Трудоемкость ИПО собрана видеотека открытых уроков по некоторым темам, создана система творческих заданий, блок-схем, опросов, несколько сотен мультимедийных презентаций, тестов, 

изданы учебно-методические пособия 6кл, 7 кл, 10-11 кл, по гематологии и донорству и др. материалы, накоплена подборка песен и стихов по темам, разработаны мастер-классы, проекты уроков…

           Для курсантов НИРО и коллег Автозаводского и Ленинского районов проводились многочисленные открытые уроки, участие в районных и межрегиональных семинарах, ведение ОЭР по апробации новых программ и пропаганде ЗОЖ, участие в Российско-американской программе обмена опытом «Учителя – учителям»…  

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Современные проблемы изучения биологии предложено решать через структурирование материала, при этом используются схемы, блок-схемы, рисунки, таблицы, логические цепочки, кластеры, опорные конспекты.

В перспективе предстоит создание  учебно-методических пособий, переиздание  выпущенных пособий, разработка новых «рабочих» и «нестандартных» уроков, программ элективных курсов, продолжение использования разнообразных приёмов и форм учебной деятельности, расширение внеклассной работы по воспитанию здорового образа жизни учащихся.

Результат изменений

Сформированность у выпускников интеллектуальных и коммуникативных компетентностей, о чём свидетельствуют высокие результаты государственной (итоговой) аттестации, ЕГЭ, качество усвоения учебного материала по биологии в среднем по 6-11 параллелям составляет более 50% на протяжении последних 5-ти лет. По результатам анкетирования биологию считают наиболее интересным предметом – 89% учащихся, более 40 человек старших классов участвуют в движении «Доноры будущего».

 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Учебное  пособие для учителей и учащихся «Общая биология, изд. Арабеск, 2000;

Учебно-методическое пособие по биологии для учителя с дидактическими материалами по программе НИ Сонина ,6 кл, 2002г.

Экспериментальная работа, журнал «Педагогическое обозрение» (НИРО), 2004;

Видео - и печатные материалы по программе НИСонина по биологии  с 6 по 11 классы, 2006;

Пособие для учащихся и учителя «Кровь- река жизни», 2005;

Методические рекомендации для учителя по проведению уроков донорства, 2006;

Буклет-расскраска «Капелька крови», 2007;

Городской конкурс «Учитель года» первые победы, успехи, выпуск 1, 2007г

Стихи – рифмовки к урокам по биологии, НИРО, 2007г

Научные работы учащихся по темам донорства, сборник, 2007г.

Научные работы учащихся в школьном сборнике «Тезисы научных работ», 2010г.

Описание инновационного опыта учителя

Цель опыта: оптимизация учебного процесса через

-разгрузку содержания биологического образования

-усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счёт понимания ведения ЗОЖ;

-формирование информационной культуры (компетентности) учащихся.

Модернизация образования предполагает приоритет компетентного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

При постановке целей своих уроков я учитываю:

1.      Актуализацию творческой деятельности.

2.      Психологические особенности  и эмоциональную сферу школьников.

3.      Развитие абстрактного мышления (опорные сигналы - приёмы систематизации знаний).

4.      Развитие общеучебных знаний и умений.

5.      Высокий уровень усвоение содержания.

6.      Воспитание необходимости ведения здорового образа жизни.

Такому подходу способствуют те методические приёмы, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Методические приёмы системно - структурированного обучения

При изучении нового материала

 

При контроле знаний

Работа с  текстом

Работа с рисунками

ü  Составление опорного конспекта

ü  Написание доклада, сообщения с использованием

         дополнительной          литературы

ü  Составление и защита тематического портфолио

ü  Работа по заданному алгоритму

ü  Сочинение стихов 

ü  Изображение схематичного рисунка по памяти

ü  Узнавание  

        « немого»                    рисунка

ü  Сборка «рисунка-мозаики»

ü  Сборка «рисунка-одёжки»

ü  Рисунок опорного конспекта

ü  Создание презентаций

ü  Биодиктанты

ü  Работа  по блок-схеме

ü  Разноуровневое тестирование

ü  Рассказ по опорному конспекту

ü  Опрос «зачётная система»

ü  Программированный опрос

 

Увидев, что учащиеся старших классов при изучении курса «Общей биологии» испытывают трудности в усвоении  содержании, попыталась оказать им помощь, написав пособие по биологии.

Учебно-методическое пособие изложено на 146 страницах, содержит все разделы, соответствующие программе, по которой изучается биология в школе.

При изложении материала в пособии использован системный подход, что позволяет  интенсифицировать его усвоение.

Учебное пособие « Кровь-река жизни»  изложено на 27 страницах и включает в себя вопросы состава и функций крови,  донорства и ведения здорового образа жизни.

Целесообразно включать данное пособие в различные приёмы учебной деятельности как  на уроках при изучении разделов «Кровеносная система» в 8классе, «Транспорт веществ» в 6 классе, элективных курсах, так и во внеурочной деятельности при реферировании дополнительной литературы,  на факультативах  и кружках.

На уроках систематизации и обобщения нового или изученного  материала перед учащимися ставятся задачи: выявить главную идею темы, спроектировать  опорный конспект.

Также, при изучении нового или обобщении усвоенного материала я использую свои блок-схемы по темам: «Белки», «Бактерии», «Грибы», «Клетки крови», «Иммунитет», « Группы крови», «Нейро-гуморальная регуляция», «Метаболизм в организме», «Семя», «Побег», «Цветок и соцветия», «Корневая система», «Лист» и т.д. 

Для более чувственного, эмоционального восприятия материала  учащимися часто использую аудиовизуальные приёмы. Это может быть вначале целеполагание или выводы в конце урока в стихотворной или  музыкальной формах.

Среди нестандартных уроков: урок – фильм (Кровь), урок - сказка, урок – защиты творческих работ, портфолио, частично-поисковые уроки, уроки донорства с использованием мультимедийной презентации, уроки деловой и ролевой игр.

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Предложенный опыт имеет большую практическую значимость для учителей биологии учреждений всех видов. Может быть использован на российском уровне.