Горьковчане в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года, в 4 часа утра началась Великая Отечественная война.

Жители Горьковской области воевали на фронтах, трудились в тылу.

                 

С 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных, родившихся в 1905-1918 годах. Уже в первый день войны с просьбами направить добровольцами на фронт обратились в военкоматы 5486 жителей г. Горького - рабочих, служащих, учащихся и студентов вузов; по области таких заявлений было до 10 тысяч. На территории области было сформировано более 50 соединений и частей Красной Армии. В годы войны город Горький и область стали одним из центров подготовки командных кадров Красной Армии.

Ярким проявлением патриотизма наших земляков было создание народного ополчения из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации. На 25 июля 1941 г. в г. Горьком записались в народное ополчение 61 000 человек.

Создавались и другие военизированные формирования. Были созданы истребительные батальоны, в задачу которых входила охрана народнохозяйственных объектов - промышленных предприятий, железнодорожных сооружений, электростанций, борьба с вражескими разведывательными группами,  воздушными десантами. Было сформировано 74 истребительных батальона общей численностью 13700 человек. Из личного состава истребительных батальонов формировались диверсионно-разведывательные отряды и группы, которые направлялись для действий в тылу гитлеровских войск.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ ПЕРЕД ВОЙНОЙ.

Горьковчане прилагали большие усилия для перестройки экономики применительно к условиям надвигавшейся войны. Многие предприятия наряду с продукцией мирного времени стали выпускать и военную технику, оборудование, снаряжение. Так, в 1940 году с конвейера автозавода сходили 17 типов машин, среди них новые машины, необходимые не только для народного хозяйства, но и для оснащения Красной Армии: грузовые машины с высокой проходимостью, с двумя ведущими осями, легковой автомобиль повышенной проходимости.  Машиностроительный завод имени Сталина выпускал различные виды артиллерийских систем. Завод "Двигатель революции" -203 мм бетонобойные снаряды. На "Красном Сормове" изготавливались подводные лодки (за годы войны их было выпущено 22), а также бетонобойные и осколочно-фугасные снаряды. "Красная Этна" производила корпусы взрывателей. Горьковский завод фрезерных станков выпускал крупные станки для авиационной, судостроительной промышленности страны и наркомата вооружения. Авиационный завод имени Оржоникидзе работал над созданием и освоением выпуска современных боевых самолетов ЛаГГ-3. Радиотелефонный завод имени В.И. Ленина выпускал телефоны, детекторные приемники, радиорепродукторы, радиостанции.

Химические заводы производили до 50% взрывчатых веществ от общего количества выпускаемых заводами наркомата боеприпасов, до 30% артиллерийских снарядов.

В предвоенные пятилетки многое сделано по развитию науки, образования и культуры. За эти годы 10 вузов, 80 техникумов подготовили более 176 тыс. специалистов машиностроения, судостроения, водного транспорта, медицины, сельского хозяйства, образования. В 1940 г. была создана прочная база подготовки квалифицированных рабочих - сеть ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения.

ГОРОД ГОРЬКИЙ И ОБЛАСТЬ В ПЛАНАХ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОГО КОМАНДОВАНИЯ (1941-42 г.).

Горький как крупный промышленный центр страны попал в поле зрения агрессора в период разработки им плана разгрома нашей страны, известного под кодовым названием "Барбаросса". Горький согласно этому плану подлежал прямому захвату в начале третьего, завершающего этапа реализации плана "Барбаросса". Гитлеровские стратеги отводили на реализацию этого плана от 9 до 17 недель. Немцы планировали вступить в Горький во второй половине сентября - начале октября 1941 года.

По расчетам Гальдера (начальника Генерального штаба фашистских войск), захват Украины, Ленинграда и Москвы с Горьким лишал нашу страну трех четвертей ее военного потенциала, т.е. делал для нас дальнейшее сопротивление бессмысленным. 28 февраля 1941 г. на очередном совещании Гальдер сделал доклад, по которому принято решение, записанное им так: "Быстрота. Никаких задержек. Не ожидать железных дорог. Достигать всего, используя мотор". Эта идея была положена и в основу плана захвата  Горького: приход врага к нашему городу планировался по автодорогам, ведущим к нему с запада, - по Московскому шоссе и по трассе Горький - Муром, построенной в 1940 году.

В решении, принятом на городском собрании актива 17 октября, горьковчане записали: "Принять все необходимые меры, чтобы город стал неприступной крепостью для фашистских полчищ, охватить всех трудящихся города, способных носить оружие, военным обучением".

13 ноября в белорусском городе Орше состоялось совещание военачальников группы армий "Центр" фашистских войск. На нем выступал Гальдер. Он сообщил, что германские войска еще до полного наступления зимы могут захватить на севере Горький и Вологду. Противник, не дожидаясь захвата Москвы, намеревался обрушиться на Горький отдельным ударом танковой армии Гудериана. Но Гудериан со своими танками безнадежно завяз под Тулой, и планы врага в отношении Горького оказались несостоятельными.

Планировалось немецкое наступление на Горький и в 1942 году. Задача достичь Горького в 1942 году повторяется у Гальдера трижды. 

ПОДГОТОВКА К ОБОРОНЕ.

22 октября 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял решении об образовании в 46-ти городах комитетов обороны, в том числе и в г. Горьком. Горьковский городской комитет обороны (ГГКО) был создан 23 октября 1941 г.  ГГКО  - местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного положения. Особой заботой ГГКО было строительство оборонительных рубежей. Строительные работы по Горьковскому обводу и Окскому рубежу выполнялись почти исключительно местным гражданским населением городов и районов, мобилизованным в порядке трудовой повинности.  По Горьковскому обводу предстояло построить противотанковых рвов и эскарпов 299 км., по Окскому рубежу - противотанковых рвов 350 км., по Волжскому рубежу - противотанковых рвов 310 км. Общий объем работ на Горьковском обводе и Окском рубеже составлял: земляных работ 11364 тыс. куб. м., противотанковых препятствий - 793 км., огневых точек - 2332, землянок - 4788. Рубеж строила вся область, работало свыше полмиллиона человек, в том числе и школьники.

 

 

БИТВА В НИЖЕГОРОДСКОМ НЕБЕ.

С началом войны противоздушная оборона Горького приобрела первостепенное значение.

Первый налет на Горький был в ночь с 4 на 5 ноября 1941 года. В нем участвовали группы бомбардировщиков "Хейнкель-111" и "Юнкерс-88", всего до 150 самолетов. К городу прорвалось только 11, остальные не были допущены огнем зенитной артиллерии. Однако прорвавшиеся причинили ущерб заводам им. Ленина, "Двигатель революции", автомобильному. Характерно, что к автозаводу противник подходил с менее защищенных позиций (налету предшествовала длительная разведка).

В горьковском небе противник появился вновь в начале февраля 1942 года.

Наиболее ожесточенный характер бои в горьковском небе приняли в июне 1942 года. Они совпали по времени с крупнейшими наступательными операциями вермахта на сталинградском и кавказском направлениях. Однако действия частей ПВО стали более эффективными, враг своих целей не достиг. Натолкнувшись на возросшее сопротивление частей ПВО, противник во второй половине 1942 года отказался от прямых бомбардировочных налетов, перешел к широкой разведывательной деятельности и лишь в отдельных случаях стремился бомбардировать промышленные объекты.  И только в ноябре 1942 года гитлеровцы снова совершили крупный бомбардировочный налет на Горький.

В июне 1943-го совершено на город 7 авианалетов (в ночь на 5, 6, 7, 8, 10, 13, 22 июня). Всего в налетах участвовало 655 самолетов врага, из них прорвались на автозавод около 100.

В ЦЕХАХ, НА ПОЛЯХ И НА ФЕРМАХ.

                     

Выпуск средних танков был возложен на завод "Красное Сормово" в кооперации с автозаводом, заводом фрезерных станков и др. На базе автозавода, Выксунского завода ДРО и Муромского паровозоремонтного был организован выпуск легкого танка. Производство самолетов нового типа  ЛаГГ-3 было организовано на заводе № 21 и его филиалах, двигателей к ним - на базе новомоторного цеха ГАЗа, минометов - на заводах "Двигатель революции", "Красная Этна" и на автозаводе. Автомобильный завод вел напряженную работу по модернизации танков Т-60, Т-70, Т-80 и созданию самоходных установок нескольких типов, а также легкого броневика и группы машин-вездеходов.

В ГОСПИТАЛЯХ. 

Самой высокой оценки в доброй памяти заслуживает работа медиков тыла.

Первый военно-санитарный поезд № 347 прибыл в г. Горький для разгрузки 11 июля 1941 г.  За период Великой Отечественной войны в госпиталях Горьковской области находилось на излечении 422949 солдат и офицеров, из них 404345 человек имели ранения, 13086 ожоги и обморожения и 5518 человек - контузии.

Было сформировано 143 эвакогоспиталя на 58780 коек. Всего в разные периоды войны в Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71640 коек.